Три разных способа контроля расхода топлива.
Под современными способами контроля топлива мы имеем в виду более точные технологии, нежели путевые листы и осмотр баков с поверенной линейкой. А таких способов всего три.
- При помощи штатного датчика через CAN-шину
- При помощи ДРТ (проточный датчик расхода топлива)
- При помощи ДУТ (ёмкостный датчик уровня топлива)
Контроль расхода топлива при помощи штатного датчика через CAN-шину
В этом случае информация о расходе и уровне топлива передаётся в систему спутникового мониторинга от бортового компьютера автомобиля по CAN-шине. Она есть на большей части современных автомобилей и грузовиков, в том числе и на КАМАЗах. В сам бортовой компьютер топливные данные поступают с датчика, установленного в баке производителем. Как правило, это обычные потенциометрические датчики. Для получения данных с CAN-шины необходимо, чтобы бортовой терминал системы мониторинга поддерживал CAN-интерфейс. Существует три варианта подключения CAN-шины к цифровому входу бортового контроллера: прямое, через бесконтактные считыватели и через CAN-LOG. Первый вариант самый бюджетный, но при прямом подключении не избежать вмешательства в контактную сеть ТС, что может привести к потере гарантии на автомобиль. Более безопасным, не нарушающим изоляцию и целостность проводов является подключение к CAN-шине с помощью бесконтактных считывателей. Но и в первом, и во втором случае возможность считывания данных может быть ограничена, если в ТС не поддерживается стандарт J1939 (FMS). Самый оптимальный и универсальный вариант — это бесконтактное подключение через адаптер CAN-LOG. Он позволяет считывать широчайший набор различных данных о работе практически любого транспортного средства, у которого есть CAN-шина. Очевидное преимущество этого способа — меньше затрат на установку и обслуживание по сравнению с ДРТ и ДУТ. К тому же, через СAN-шину можно получить не только данные о расходе топлива, но и, например, информацию об оборотах двигателя, температуре охлаждающей жидкости, о давлении масла и о многих других параметрах.Главным минусом будет сам штатный датчик уровня топлива. Погрешность у него может доходить до 15%. И это ещё не считая мёртвых зон в нижней и верхней частях бака, которые могут составлять до 10% его объема.Многое зависит от конкретной модели автомобиля и типа датчика — цифровой или аналоговый, рычажной или трубчатый — мёртвые зоны есть не всегда. Но в любом случае штатный датчик уступает по точности двум другим устройствам, которые мы рассмотрим дальше. Что, конечно, не отменяет привлекательность CAN-считывания данных, которое сочетает в себе невысокую стоимость, простой монтаж и неприхотливое обслуживание. Поэтому данный способ можно использовать, если сомневаетесь, что два других окупятся.
Контроль расхода топлива при помощи датчика расхода топлива (ДРТ)
Датчик расхода топлива — это проточный датчик, он устанавливается на топливную магистраль и измеряет объём проходящего через него топлива. Также ДРТ ещё называют расходомером. Они бывают однокамерные и дифференциальные — о разнице поговорим чуть позже. Для простоты понимания: такой датчик можно условно сравнить со счётчиком воды в квартире. Информация от него передается напрямую бортовому контроллеру путем подключения через интерфейсный выход. Схематично работа ДРТ выглядит так:ДРТ предоставляет очень точные сведения о потреблении топлива. В данном случае речь идёт о современных цифровых датчиках, а не о старых аналоговых. Погрешность датчика расхода топлива колеблется в пределах 1-3%.
Заправки и сливы здесь не отслеживаются, но, когда известен расход, можно вычислить всё остальное. К достоинствам ДРТ относится и то, что на точность показаний не влияет форма бака или специфика работы ТС. Плюс эти датчики сразу калибруются на заводах
Контроль расхода топлива при помощи датчика уровня топлива (ДУТ)
Датчик уровня топлива — это ёмкостный датчик, который измеряет объем топлива в баке ТС и его изменения (заправки и сливы). Подключается ДУТ к бортовому контроллеру — с помощью цифрового или аналогового выхода. В зависимости от формы и объёмов бака, может потребоваться установка двух и более датчиков для повышения точности.У качественного и правильно установленного ДУТ погрешность держится в пределах 1-3%. Правда, под влиянием внешних факторов, например, смены топлива, погрешность может повышаться. Сильно сказывается на точности показаний то, насколько верно производилась тарировка топливного бака. Поэтому без профессионального монтажа никак не обойтись (подробнее о погрешности ДУТ можно прочитать в этой статье)
Такое решение обойдется дороже, чем бесконтактное считывание данных с CAN-шины, но дешевле, чем установка и обслуживание ДРТ
Обмануть ёмкостный датчик уровня топлива, либо вмешаться в его работу никак нельзя. Некоторые водители пытаются делать «микросливы» топлива, но такие мы тоже успешно вычисляем. Вот наглядный пример:
Единственное: как и в случае с ДРТ, стоит регулярно осматривать магистраль на предмет посторонних врезок.
Какой способ контроля топлива лучше?
Для наглядности приведем сравнительную таблицу перечисленных способов контроля расхода топлива:
Способ контроля топлива | Детали установки/настройки | контролируемые параметры | погрешность | базовая стоимость |
Припомощи штатного датчива через CAN-шину | Легкий монтаж при наличии схемы | Расход топлива и другие параметры ТС | до 15% | CAN-LOG считыватель: от800грн. |
При помощи датчика расхода топлива(ДРТ) | Установка на топливные магистрали,калибровка не требуется | Расход топлива,время работы и температура двигателя | 1-3% | Однокамерный ДРТ:от 4500грн. |
При помощи датчика уровня топлива(ДУТ) | Врезка внутрь топливного бака,требуется калибровка | Расход топлива,заправки и сливы | !-3% | от 2700грн. |
Получается, что датчик уровня топлива и по стоимости, и по точности показаний представляет собой золотую середину. Если вам нужен качественный и надёжный контроль расхода топлива на ваших ТС — лучше использовать именно его.
Конечно, существует теоретическая возможность слить топливо через «обратку». Но масштабы возможного воровства совсем незначительные — около 1-2 литров на 100 км. А более-менее крупные сливы будут видны. Да и визуальный контроль никто не отменял.
В случае с ДРТ врезаться в «обратку» труднее, но тоже можно. Однако затраты на установку и обслуживание датчика расхода топлива в автопарке будут сильно выше, чем при выборе ДУТ, и далеко не скоро окупятся за счёт достигнутой экономии ГСМ. По своей сути, ДРТ выгодно использовать только при очень больших объёмах потребления топлива — например, в случае с железнодорожным и водным транспортом, либо на специальных машинах типа ППУ.